rt vk ru en
О нас Новости Научные направления Образование TSSW медиa Ресурсы Эксперты

Первый университетский город России

В 2015 году Мэрия Томска зарегистрировала товарный знак «студенческая столица России». Томск – единственный город в России, в Уставе которого научно-образовательный комплекс закреплен в качестве градообразующего. По количеству студентов на 10 тысяч жителей Томская область занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.  Но являются ли эти факты достаточным основанием для того, чтобы считать Томск университетским городом? Этот вопрос, среди прочих, обсуждался в рамках первого Международного Форума университетских городов, организованного Центром исследований ТГУ «Транссибирский научный путь» (TSSW) при содействии Администрации Томской области, Посольства Франции в России и Генерального консульства ФРГ в г. Новосибирске. Форум собрал в Томске более ста участников: профессоров и студентов университетов из России, Германии, Франции, Великобритании, Норвегии, Испании и США, а также представителей органов власти и СМИ. Цель форума –  обсудить тенденции развития городских пространств в XXI веке и роль университетов в них, а также возможность применения мирового опыта создания бренда «университетский город» в Томске. О том, какие изменения необходимы Томску, чтобы конкурировать с ведущими мировыми центрами образования, мы говорили с Владиславом Борисовичем Беловым, экспертом Немецкого Общества по международному сотрудничеству GIZ, заместителем директора Института Европы РАН​.
     – Владислав Борисович, мы, жители Томска, так привыкли к тому, что наш город университетский, что, мне кажется, потеряли способность воспринимать его как-то иначе. Но действительно ли Томск – университетский город? Ощущается ли это гостями нашего города? Вами, например?
   
   – Конечно, ощущается. Я уже был в Томске в начале нулевых годов, поэтому для меня это знакомое пространство. Еще тогда, пятнадцать лет назад, Томск считался классическим студенческим городом. Главным образом, по количеству разных университетов и институтов и, конечно, количеству молодых людей на улицах. Именно это и формирует представление о городе как университетском центре. Какие еще могут быть формальные критерии?
  Другой вопрос, что сам по себе факт существования нескольких университетов в городе, никак не связанных между собой и городской средой, недостаточен для того, чтобы говорить об этом городе как университетском. И мы это подробно обсуждали на форуме. Градообразующим научно-образовательный комплекс становится тогда, когда он является частью университетского сообщества и взаимодействует с городскими властями. В этом случае город выходит на новый качественный уровень и сознательно позиционирует себя как университетский. Здесь важно понимать, что университеты, как культурные центры, становятся одним из существенных факторов конкурентоспособности среды, формирующих ее  как продукт. То есть не только город нужен вузам, но и вузы нужны городу.

   – И как вы оцениваете Томск с этой точки зрения? Реализовано ли у нас взаимодействие университетов с городскими и региональными властями на должном уровне?
 
  – Когда сегодня в одном из докладов прозвучало, что Томск – это студенческая столица России, я улыбнулся. Улыбнулся, потому что впервые услышал очень приятный, хороший и правильный критерий: 3-е место в России по количеству студентов на 10 тысяч жителей. Это существенный показатель. Но в то же время очевидно, что имидж Томска, как университетского города, до конца еще не сформирован. Хотя сам факт, что сегодняшний форум проходит именно в Томске и при такой серьезной поддержке со стороны власти и руководства вуза, говорит о том, что процесс формирования бренда студенческой столицы идет очень активно.
  Кстати, в России я не вижу примеров других городов,  которые бы сознательно позиционировали себя как университетские. В крупных российских городах есть отдельные вузы, (федеральные, национальные исследовательские -  здесь даже не столь важно, как они называются и каким статусом обладают), которые претендуют на то, чтобы играть значимую роль в построении городского пространства, однако они не становятся его центральными элементами. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – яркий пример такого вуза.  Но преимущество Томска как студенческой столицы заключается в том, что в вашем городском пространстве создан целый комплекс университетов, и при этом у вас  нет другой мощной структуры, которая могла бы взять на себя роль градообразующей. Скажем, в Берлине (или в той же Москве) очень много университетов, но они не могут конкурировать с самим городским пространством, с его историей. Поэтому эти крупные города не становятся университетскими. Хотя формально, они, конечно, отвечают их критериям.
    
  – Владислав Борисович, раз процесс создания бренда «университетского города» у нас уже запущен, на что теперь следует обратить внимание томским властям, руководству вузов, их сотрудникам и студентам для  окончательного формирования имиджа Томска как университетского центра?
  
  – Мне кажется, что вы в этом деле слишком торопитесь. Сегодня, например, в рамках круглого стола, будут подробно обсуждать Томск как бренд. И на других мероприятиях форума это слово очень часто звучало. Почему мы так много говорим о бренде, но при этом совсем не говорим о продукте? Это в корне неправильно. Ведь одно без другого не существует. Поэтому я бы вернулся сейчас на несколько шагов назад. И больше внимания уделил формированию продукта, причем конкурентоспособного продукта, который Томск может предложить. У городских властей и университетского сообщества сегодня есть все ресурсы для создания привлекательного продукта.  А потом уже, когда у вас будет готовый продукт, следует  решать, как его продвигать на рынке, и соответственно, какой создавать бренд.

  – А что, на ваш взгляд, может стать таким конкурентоспособным  продуктом в Томске?

   – Все очень просто. Конкурентоспособный продукт – это привлекательная городская среда. Есть разные способы сделать среду привлекательной. Почему бы, например, не проводить в Томске научно-популярные мероприятия, которые бы формировали особую культуру города? Сегодня на конференции профессора из европейских университетов рассказывали, о том, как в Испании ученые устраивают лекции на открытых площадках своих университетских городов для самой широкой публики. Любой горожанин может купить билет и прийти послушать уникальную лекцию выдающегося профессора. В Томске, я уверен, много интересных ученых, которым есть что рассказать широкой аудитории о своих исследованиях, изобретениях, открытиях. Можно проводить, фестивали науки, музыкальные фестивали, даже фестивали снега... И важно, что все это в Томске можно делать в рамках уже существующей инфраструктуры, затрачивая минимум ресурсов.
   Я хочу сказать, что вы можете сами определять, чем привлекать людей в свой город. Главное сейчас – это понять, что он должен развиваться комплексно. Необходимо формирование комфортной среды в целом.  А для этого нужно знать, кто является вашей целевой аудиторией, а кто - заинтересованными структурами. Но пока, как мне кажется, у вас об этих вещах есть только общее представление. И на основе этого общего представления вы создаете бренд, а потом уж как-нибудь будете подводить под него продукт. Это, по-моему, очень российский подход к делу, но не очень правильный.

   – Как вы считаете, Владислав Борисович, расположение Томска, его размеры, удаленность от других городов, другие неблагоприятные внешние условия не могут стать сдерживающими факторами для развития города как университетского центра?

  – Возникновение университетских городов и их развитие – это процесс исторически закономерный. Томск уже исторически сложился как центр образования, несмотря ни на какие внешние неблагоприятные условия.
А сейчас, в век Глобализации (именно с большой буквы), когда сообщение, информация доходит мгновенно в любую точку пространства, удаленность Томска перестает быть сдерживающим фактором для его развития в каком бы то ни было направлении. Конечно, с высоты сегодняшнего дня мы понимаем, что не стоило в XIX веке томским купцам подкупать чиновников, чтобы здесь не шла железная дорога. Это, кстати, очень показательный пример неправильного решения части городского пространства. Если бы  тогда железная дорога прошла через Томск, сегодня он был бы намного более крупным и доступным. Но, тем не менее, как мы видим, размеры Томска тоже не сыграли негативной роли в его развитии как университетского центра. Сравните с Красноярском, Новосибирском – эти города намного крупнее, но их образовательный потенциал не способен конкурировать с Томском.
 
  Некоторые, казалось бы, недостатки Томска могут, на самом деле, оказаться достоинствами. Например,  для того, чтобы привлечь иностранных студентов в Томск, достаточно их привезти сюда 24 ноября и показать снег, показать вашу природу. Сибирский город выглядит в глазах иностранцев как нечто очень экзотическое, неизведанное. Это можно использовать как еще один, привлекающий внимание, фактор. И у вас есть и еще одно, на мой взгляд, очень важное преимущество, которое к сожалению, забыто и оставлено, и я этому свидетель… Это деревянное зодчество. Хотя за последние двадцать лет Томск потерял часть этого богатства, но пока что-то осталось, этим нужно пользоваться. Уникальное томское зодчество  может быть серьезным подспорьем в деле создания привлекательной среды, потому что культурная и историческая составляющая – важная часть решения городского пространства. Так что не стоит бояться трудностей, у Томска больше достоинств, чем недостатков.

  – А как бы вы обозначили  главную цель сегодняшнего форума?

  – Главная цель форума, по-моему, заключается в том, чтобы дать возможность представителям томского университетского сообщества познакомиться с опытом зарубежных коллег и высказаться, что из услышанного им понравилось, какие кейсы захотелось опробовать  на своей территории, чтобы сделать ее лучше, привлекательнее. И в первую очередь, на мой взгляд, активными в этом обсуждении должны быть студенты томских университетов, они должны быть открыты к диалогу. Я убежден, что администрация города и руководство университетов  довольны существующим положением дел. Именно студенты должны быть недовольны, они должны быть «голодными», «ущемленными». Они должны видеть свое будущее и будущее города, в котором живут и учатся, лучше, чем оно есть сейчас. Ведь когда у человека все есть, когда его все устраивает, он не борется, а значит, не может изменить свою жизнь в лучшую сторону. Поэтому главная задача томских студентов  сегодня – понять, чего они хотят, каких перемен ждут. Пока они не сформулируют свои потребности и не выскажут их, власти не будут понимать, что нужно менять в городе, чтобы он стал лучше, комфортнее, привлекательнее.
 
  – А какую роль может сыграть Центр исследований ТГУ «Транссибирский научный путь» (TSSW) в формировании у Томска имиджа университетского города?

  – Я скажу очень коротко: важную. Потому что именно у Центра есть возможность  не только генерировать идеи, но еще и реализовывать их. И организованный Центром Международный форум университетских городов - тому подтверждение.
   Формирование бренда «университетского города» в Томске важно не только само по себе, но и как стимул для развития городской среды, создания комфортных условий для жизни всех горожан. Многие европейские университетские города занимают лидирующие позиции в мире по уровню жизни. Это и есть программа-максимум для Томска. Студенты, как главный двигатель перемен, еще до окончания форума сделали главное, по мнению Владислава Белова: они рассказали о своих потребностях. На конкурсе студенческих проектов «Как улучшить мой кампус» студенты представили 11 архитектурных и дизайнерских проектов по улучшению качества жизни томичей. Среди их идей: создание студенческой прачечной, межвузовского кампуса, центра для общения иностранных студентов и их культурной адаптации. Теперь дело осталось за малым – за претворением в жизнь этих проектов.
  С гостем форума беседовала Ани Газоян, магистрантка 1 курса направления «Реклама и связи с общественностью»  ФП ТГУ.