rt vk ru en
О нас Новости Научные направления Образование TSSW медиa Ресурсы Эксперты

Каменная скульптура «Молящий»

Скачать моно видео
Скачать стерео видео
 


Скачать в High poly
Скачать в Low poly
Скачать в формате PDF


Место хранения. Северск, Музей г. Северска. 
Материал. Камень. 
Место обнаружения. Поселение Самусь IV (Западная Сибирь, правобережье р. Томь). 
Обстоятельства обнаружения находки. Найдена при раскопках поселения Самусь IV под руководством Евгения Васильева (экспедиция Музея г. Северска) в 1994 г. 
Датировка. XV-XIV вв. до н.э. 

Скульптура обнаружена на самом краю поселения Самусь IV, где её намеренно закопали в положении лицом вниз. Необходимо отметить, что Самусь IV относится к числу наиболее своеобразных археологических памятников Северной Евразии. Его современная интерпретация исходит из модели межплеменного центра, который посещался носителями различных культурных традиций. Культурный слой памятника содержит многочисленные следы обрядовой деятельности, уникальную культовую керамическую посуду и разностильную антропоморфную скульптуру. 

Представляемое изображение выполнено из мягкого камня (агальматолита) в технике круглой скульптуры. Небольшая статуэтка передаёт образ обнаженного мужчины в характерной позе: на коленях с прижатыми к туловищу руками и согнутой спиной. Детали тщательно проработаны резцом и затем прошлифованы. В древности изделие использовалось как подвеска, о чем свидетельствует специальное отверстие под коленями. Ритуальность позы, а также ощущение мольбы и покорности позволяют назвать эту скульптуру «молящий из Самусь IV». 

«Молящий» вышел из-под руки талантливого мастера, возможно, не сильно стеснённого традицией. В целом фигура пропорциональна, тело трактуется реалистично. Широкое и низкое лицо посажено на не широкие, опущенные вниз плечи, и хорошо проработано: рельефно выделяется короткий, умеренно выступающий нос; глаза узкие или прищуренные; твёрдый подбородок подчёркивается узкими плотно-сжатыми губами. На груди и нижней части живота изображена татуировка (?), графическая тонкость которой создаёт дополнительный эффект изящества и точности в работе. При всем этом нет уверенности в портретном сходстве, ваятеля скорее интересовала поза изображённого, а не его физиономические характеристики. 

По своим художественным особенностям «молящий» альтернативен всем ранее сделанным на поселении Самусь IV находкам. Монголоидными чертами лица и материалом поделки (ближайшие месторождения агальматолита известны в Туве и предгорьях Кузнецкого Алатау) скульптура свидетельствует о наличии в составе самусьского культурного феномена ощутимого юго-восточного компонента. 

ПУБЛИКАЦИИ 

Васильев Е.А. Самусь IV: старые проблемы на фоне новых исследований // Археологические материалы и исследования Северной Азии, древности и средневековья.  Томск, 2007. С. 114-127. 
Васильев Е.А. Культура древнейших обитателей низовий Томи // По реке времени. Путеводитель к экспозиции. Северск. 2004. С.5-18 

Авторы: Е.А. Васильев