rt vk ru en
О нас Новости Научные направления Образование TSSW медиa Ресурсы Эксперты

Университет – Родина стартапа

В конце ноября в ТГУ прошел международный «Форум университетских городов», организованный Центром исследований ТГУ «Транссибирский научный путь» (TSSW) при содействии Администрации Томской области, Посольства Франции в России и Генерального консульства ФРГ в г. Новосибирске. Представители российских и зарубежных вузов, урбанисты и бизнес-консультанты обсуждали проблемы и перспективы развития городов, в которых университеты играют, фактически, градообразующую роль. Представляем вашему вниманию интервью с Вэлом Джердесом, выпускником Стэнфорда, профессором, генеральным партнером Foresight Ventures, американским экспертом акселерационной программы для российских стартапов «Пульсар».

- Уважаемый господин Джердес, университет – это, в каком-то смысле, большой и долговременный проект, нуждающийся в финансировании; развивающийся и участвующий в экономической жизни общества. Имеет ли право на существование метафора «университет – это образовательный стартап»?

- Стартап – это всегда два – три человека, которых свела вместе идея. Они должны уметь быстро думать, пробуя развить свою бизнес-идею, часто оборачивающуюся неудачей. Университет – это, прежде всего, традиции, развернутый исторический контекст и большой коллектив людей, обязанных принимать взвешенные решения. Получается, что университет и стартап противоположны по своей сути. Тем не менее, вопрос поставлен, в целом, верно: возможно ли совместить модели стартапа и университета? Мне кажется, возможно и, в современных условиях, даже необходимо. Университет – это свободомыслие и академическая свобода. Люди здесь способны мечтать и реализовывать свои идеи, что происходит и в стартапах. Брэндинг важен, но еще важнее превращать результаты научных исследований в реальные патенты, которые и принесут успех, деньги и славу своим лабораториям и всему университету. Это требует времени и усилий всех стэйкхолдеров, однако сам процесс не сложен. Он буквально заключается в нескольких простых действиях. Грех не пользоваться главным достоянием, которое у вас есть: интеллектом.

- Выражению «утечка мозгов» уже больше полувека, но оно не теряет своей актуальности: талантливые люди уезжают, ищут места лучше. Какие условия мы должны создавать для молодых специалистов и преподавателей, чтобы у них не возникало желания попрощаться с Родиной навсегда?

- Когда уезжают студенты – это полбеды. Когда университет вынужден расставаться с профессорами – это настоящая проблема. Что касается последних, то часто они даже не преподают на Западе. Становятся водителями такси, например. Занимаются другими, далекими от своей профессии, делами. Знания пропадают впустую. Некоторые специалисты, конечно, возвращаются. Совсем недавно мы помогли одному стартапу попасть в Силиконовую долину. Ребята «подняли» около полутора миллионов долларов и вернулись в Россию, продолжая искать инженеров для своего проекта. Здесь они менее дорогие и более квалифицированные. Интеллект мобилен. Возвращаясь, люди привозят назад свои навыки и знания. Кроме того, они становятся примером для окружающих. На них смотрят и понимают: эти ребята знают, как себя продать, как найти инвесторов для своего продукта и как взаимодействовать с ними. Конечно, можно закрыть границы и сказать: «Все! Никто никуда больше не едет!». Либо можно признать: молодые люди будут уезжать, если не думать о том, чем их привлечь обратно, и что ценного можно им предложить здесь. Возможно, самым ценным и окажется образование.

- В одном интервью вы упомянули Сергея Брина, основателя «Google», который не хочет вернуться в Россию даже для поиска интересных для инвестирования проектов.

- Сергей Брин – исключение. Он приехал в США с родителями ребенком в конце 80-х. Это была вторая или третья волна иммиграции, которая не отличалась патриотическим настроем. Сейчас молодые люди не бегут из страны по политическим соображениям. Ими движут, скорее, экономические мотивы. Мир для них не имеет границ. Получить визу легко, так же легко оказаться, практически, в любой точке планеты. Существует и возможность вернуться. Все не так безвозвратно, как было раньше. Возвращаясь к политическим эмигрантам времен холодной войны, они сегодня имеют очень отдаленное представление о том, что такое Россия. Этакий «синдром Брайтон Бич»: в их воображении эта страна осталась в 70-х. На самом деле, Россия сегодня совершенно другая. Очень многие хотят и приезжают в Москву со всего мира.

Самое главное – сформировать у людей желание, даже если они уезжают, с радостью рассказывать, откуда они родом и где получили образование. Молодой человек приехал, организовал бизнес, добился успеха – пусть он говорит всем: «Я из Томска и этим горжусь! Я стал тем, кто я есть, благодаря Томску». Людям станет интересно, что же это за место такое. Вот вам и реклама.

- То есть наш «продающий» слоган, или, как говорят в стартапах, питч, может быть такой: «Приезжайте в Томск, получайте образование. Даже если вы уедете, вы все равно останетесь Томичем».

- Совершенно верно. Не нужно сразу представлять себе билет в один конец. Мир в постоянном движении, он становится «меньше». Ребята из Индии и Китая приезжают в Силиконовую долину, получают новый опыт и уезжают на Родину применять его. Почему это невозможно в случае с российскими специалистами?

- Иначе говоря, мы не должны беспокоиться о том, что люди уезжают?

- Конечно, беспокоиться нужно, потому что в целом – это неправильно. Но давайте смотреть на вещи объективно: как остановить молодых людей, для которых мир не имеет границ? Вновь опустить «железный занавес»? Но это политические меры. Скорее всего, мы должны признать, что вода всегда найдёт, куда течь. Почему бы не использовать это как возможность продвигать Томск? Недавно в поезде я познакомился с одним томским профессором, блестящим физиком, который преподаёт в Южной Корее. Это очень грустно. Профессора – стержень университетов. Потеряв одного профессора, университет теряет тысячу потенциальных студентов. Решение этого человека уехать в другую страну повлияет не на одно поколение учеников. Очень важно обеспечить профессорам достойный уровень жизни и заставить гордиться тем, что они работают именно в вашем университете. Стэнфорд удерживает своих сотрудников деньгами и это нормально. Для молодежи уезжать и возвращаться – естественно. Их семьи и друзья, чаще всего, остаются здесь и заставляют их возвращаться, либо «кочевать».

- Вы приехали в Томск вчера с достаточно краткосрочным визитом. Видели ли вы что-нибудь такое, что может заставить вас вернуться сюда?

- К Сибири у меня очень романтические чувства. Я провожу много времени в Москве и это совсем другой город. Москвичи похожи на жителей Нью-Йорка: ты им «привет», а они, в лучшем случае, не обращают внимания. Здесь - совсем другой уровень культуры и гостеприимства. В образовании – вы лидеры в сферах прикладной математики и физики. Главное – это создать инфраструктуру для молодых специалистов, которые работают вместе с профессорами. Нужно убедиться, что их устраивают контракты и условия, в которых они проводят исследования и создают новые разработки.

Сохраняются ли за ними права на интеллектуальную собственность? Скорее всего, они должны разделять их с университетом, но тогда у них должна быть мотивация. За изобретениями обязаны стоять конкретные имена, университет должен гордиться ими. Дальше они могут запускать стартапы. Этому не сложно научиться, для этого не существует барьеров. В частности, культурных. В Москве мы организуем пятинедельные программы для тех, кто готов начать свой бизнес.

- Среди технократов сегодня бытует мнение, что самое важное для экономики страны сегодня – это развивать технологии. Поэтому деньги нужно вкладывать в инженеров и математиков, а не в гуманитариев. Согласны ли вы с этим мнением?

- Это один из самых сложных вопросов для университетов по всему миру. Например, для Стэнфорда. Я преподаю там время от времени, регулярно получаю информационные письма и знаю, что они тоже пытаются ответить на этот вопрос. Каждому ясно: если ты пойдешь учиться на «компьютерную» специальность, у тебя будет работа и хорошая зарплата. Но есть люди, чьим призванием является литература, философия или искусство. Как найти необходимый баланс между всем этим? Ответ не лежит исключительно в экономической плоскости. В стартапе, если ты сосредоточен на одном объекте, гениальные идеи к тебе не придут. Гениальные идеи приходят к тем, кто смотрит на мир с неожиданных точек зрения. Нужно общаться с разными людьми, например, если ты инженер – поговори с философом. Это может перевернуть представление о том, что ты делаешь.

- Каждый третий студент Стэнфорда совмещает учебу и работу над стартапом. Часто в команде вместе работают инженеры и гуманитарии. Какие характеристики делают человека способным запустить стартап?

- На некоторые части экосистемы сложно повлиять. Например, есть такой секретный ингредиент, как доверие. Человек всегда колеблется между желанием защитить свою идею и поделиться ею. Ребята на Восточном побережье в этом плане более наивны, что ли. Они проявляют больше доверия и думают так: «Вот моя идея, если её украдут, я придумаю что-нибудь получше». Увлечь студентов идеями предпринимательства – задача весьма выполнимая. Конечно, Стэнфорд, будучи, фактически, частью Силиконовой долины, является этаким исключением из любых правил. Студенты окружены стартапами, их друзья участвуют в проектах и это провоцирует их пробовать запускать свой бизнес. Кроме того, достаточно реально найти инвестора. Когда подобная культура не сформирована, начать действовать гораздо сложнее. Но где же еще и начинать, как не в университете? Государство не будет заниматься стартапами.

В большинстве российских университетов, с которыми я знаком, есть инкубаторы, акселераторы и программы для начинающих предпринимателей. Все эти составляющие не сильно отличаются от тех, что мы имеем на Западе. Энтузиазм у людей здесь присутствует даже в большем объеме, чем у нас. Чего же не хватает? Наверное, некоторых мелочей, таких как соответствующего контекста и коммуникации с коллегами из-за рубежа. Такой, какую мы выстраиваем на этом форуме. Однако всю необходимую информацию, при желании, можно найти в Интернете. У людей и правда есть идеи. Не хватает смелости их развивать в проекты. Денег в России для потенциального инвестирования даже больше, чем в некоторых других западных странах, но за ними не стоят знания о том, как правильно инвестировать. У человека может быть успешный строительный бизнес, и он бы хотел вложить средства в стартап. Но не знает, как. Нужно его научить. Это возможно и довольно просто. Фактически, нужно знать несколько правил. Первое – нельзя требовать доли акций в стартапе, составляющей больше 50%. Иначе можно его «убить». Это происходит очень часто. Второе – инвестору не нужен контрольный пакет акций. Достаточно доли, чтобы сохранить за собой право на часть бизнеса. Третье – нельзя давать все деньги сразу. Необходимо разделить сумму на части. Есть еще некоторые принципиальные моменты, они важны, но не сложны.

Сложнее бороться с культурными факторами, такими, как то же недоверие. Если у человека есть существенная сумма денег, он должен понимать, как эффективно ею распорядиться. Положить в банк? Так можно деньги потерять. Инвестировать в собственный строительный бизнес? Но ситуация на рынке недвижимости нестабильна… Мы всегда советуем инвестировать в стартапы 5-10% капитала. Но делать это умно. Мне пришла в голову история одного бизнесмена из Казахстана. Два года назад он инвестировал 10 миллионов долларов в стартап, созданный двумя товарищами. Он просто выписал им чек на всю сумму сразу. Конечно, у ребят был очень хороший год! Они съездили на Багамы, накурились дорогих сигар, купили крутые машины. Инвестор приехал через год и спросил: где продукт? Ребята ответили – нужны еще деньги. Инвестор был в шоке. Поздно, но он понял, что должен был дать им, максимум, сто тысяч и звонить каждую неделю. Если ты выкидываешь деньги таким образом, да еще и неоднократно, конечно, ты будешь ненавидеть стартапы. Но это не вина ребят, которые продают идею. Это вина инвестора. Он не научился правильно вкладывать деньги.

Университет – это самое подходящее место для формирования предпринимательской культуры. И я считаю, что это очень важное условие для того, чтобы город и страна стали привлекательным местом для работы и проживания. Чтобы молодые люди не хотели уезжать или, по крайней мере, однажды захотели вернуться!


С гостем беседовала Снежана Носова, ст. преподаватель кафедры социальных коммуникаций ФП ТГУ