Сергей Мирошников: Сейчас мы выявляем положительные и отрицательные стороны дистанционной формы обучения
До 30 апреля программы ТГУ работают в дистанционном режиме. Текущая неделя объявлена нерабочей, но и преподавателей, и студентов университета волнует вопрос о том, как работать и учиться «на удаленке». Все ли получается? Есть ли неожиданные плюсы в новых форматах работы? Сегодня об этом рассказывает Сергей Мирошников, заместитель директора по учебной работе САЕ TSSW «Сибирский институт будущего».
— В дистанционном режиме мы реализуем четыре магистерские программы. Одна из них, «Изучение Сибири и Арктики», фактически большую часть своего времени уже была в дистанционном формате — ее слушатели, в основном, учатся и работают в различных уголках Сибири и Дальнего Востока. Актуальным вопросом является для них только организация практики.
Программа «Евразийская интеграция» тоже относительно безболезненно перешла в онлайн, так как они плотно работали со своим научным руководителем Сергеем Мироновичем Юном в группе VK, где магистранты получали задания и отчитывались перед преподавателями. Большинство преподавателей, даже те, кто не имел большого опыта, включились в новый формат первую же неделю. Мы используем и LMS Moodle, и скайп, и группы VK.
Медленнее переходят программы «Миграционные исследования» и «Сибирь: ресурсы и современные практики развития региона». В течение следующей недели небольшие погрешности при работе с электронными формами обучения будут окончательно сняты, и преподаватели, и студенты будут полностью использовать возможности интернет-связи.
Сейчас мы выявляем и положительные, и отрицательные стороны дистанционной формы обучения. Где-то есть проблема с тем, что во время лекции преподаватель не может показывать материал, где-то есть сложности с коммуникацией. Сейчас идет поиск оптимального «софта», в котором это удобнее делать. Параллельно идет процесс обучения преподавателей, которым сложно работать в новом формате. Недели через две мы сможем обобщить обратную связь и подвести первые итоги.
Есть реальные плюсы сейчас такого обучения. Большинство преподавателей говорит о том, что плюсом электронного образования является то, что можно сразу посмотреть, кто выполняет задания, которые даются в электронной форме. Любые проверочные работы сразу попадают в систему Moodle и на другие электронные системы взаимодействия и совершенно четко видно, кто и что сделал.
Преподаватель и сам дисциплинируется, потому что ему надо представлять слайды или литературу, темы своих лекций. Это заставляет преподавателя самоорганизовываться в большей степени, чем если бы он просто приходил на лекцию и читал знакомый ему материал. Это тоже положительный момент.
Но, конечно же, это никогда не заменит реальное общение преподавателя и студента. Потому что обучение – это не просто передача информации, но это и социализация студента в университетской среде, и просто — живая встреча.
Электронная форма - это хорошая форма дополнения и помощи при обучении. Поэтому, надеюсь, когда пандемия пройдет и мы возвратимся к нормальному течению учебного процесса, мы будем использовать в учебном процессе все многообразие форм и методов обучения, которые предоставляет нам информационная эпоха. А пока, ЗДОРОВЬЯ ВСЕМ!!!!!