Ученые Томского университета изучают сибирский ислам. В рамках проекта они исследуют историю распространения этой мировой религии в Сибири и ее современное состояние в регионе.
Сибирский ислам образно называют «исламом на краю света». Сегодня Сибирь – самый северный регион на нашей планете, коренные жители которого исповедуют ислам. Сегодня по количеству верующих среди населения регионов Сибири ислам занимает второе место после христианства.
Историю ислама в Сибири необходимо изучать, чтобы понимать особенности социальной и культурной жизни сибирских мусульман. Это важно и для выработки грамотной государственной и региональной политики развития территорий, где живут современные сибирские мусульмане с учетом того, что и сейчас в Сибирь приезжают жить и работать этнические трудовые мигранты, также в большинстве своем исповедующие ислам.
Долгое время тема ислама в Сибири была закрыта для российских ученых по идеологическим причинам. Целенаправленное изучение сибирского ислама началось только в 90-х годах XX века, при этом цельной картины исторического пути ислама на просторах Сибири до сих пор нет. Существует весьма острая и дискуссионная научная проблема определения точного времени появления ислама в Сибири. Исследования томских археологов позволили выдвинуть гипотезу о локальном проникновении ислама в Верхнее Приобье уже в XIII-XIV вв. н.э.
Ислам приходил в Сибирь несколькими волнами, связанными сначала с влиянием Золотой Орды, затем с политическими процессами в Сибирском ханстве, а потом и с переселениями сюда выходцев из Поволжья и Средней Азии. Для различных групп сибирских татар принятие новой веры происходило в разное время и при различных исторических обстоятельствах.
Актуальной задачей проекта является также разработка рекомендаций по предотвращению распространения радикальных течений ислама в Сибири. История сосуществования ислама и христианства здесь насчитывает уже более четырех веков, хотя и в этой в целом мирной истории были драматичные моменты вражды, знания о которых сохраняет коллективная память. Беспристрастные научные исследования реальных взаимоотношений христианской и мусульманской общин на территории Сибири могут «излечить» эти негативные моменты коллективных представлений.